Главная / Апостол Павел : Литературное наследие : Молитвы




Вернуться в раздел
ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ


 
  

АРХИЕПИСКОП АВЕРКИЙ (ТАУШЕВ)
О ВТОРОМ ПОСЛАНИИ АПОСТОЛА ПАВЛА К ТИМОФЕЮ

 



Архиепископ Аверкий (Таушев)
1906 - 1976

Побуждения к написанию второго послания к Тимофею
 

Это послание можно рассматривать как предсмертное завещание св. апостола Павла своему любимому ученику и сотруднику Тимофею. "Я уже становлюсь жертвою, — пишет в нем св. апостол Павел, — и время моего отшествия настало" (2 Тим. 4:6). Со скорбью говорит здесь св. апостол о переживаемом им тяжком одиночестве, ибо прочие ученики или оставили его, "возлюбив нынешний век" (4:10), или разосланы им по разным поручениям. Апостол просит Тимофея прийти к нему скорее и привести с собою Марка (4:9, 11), а также принести ему некоторые вещи: фелонь, который оставил он в Троаде у Карпа, "и книги, особенно кожаные" (4:13). Таким образом, побуждением к написанию этого послания было желание св. апостола Павла в предчувствии своей близкой кончины повидаться со своими преданнейшими учениками и преподать им свое последнее предсмертное назидание и завещание.

 

Время и место написания второго послания к Тимофею
 

Время и место написания этого послания можно определить по указаниям, которые дает само послание. В нем св. апостол пишет: "не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня узника Его" (1:8), а также "за благовествование мое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз" (2:9). Итак, ясно, что это послание написано св. апостолом из уз. Видно также, что это были римские узы, ибо апостол, похваляя Онисифора, который не стыдился уз его, говорит, что он "быв в Риме, с великим тщанием искал его и не нашел" (1:16-17). Это несомненно также были вторые узы, а не первые, ибо в первых узах св. Павел пользовался относительною свободою, мог проповедовать, сообщал о себе успокоительные известия малоазийским церквам (Деян. 28:30-31; Еф. 6:19-20; Кол. 4:8) и не только не ждал себе смертного приговора, но, наоборот, выражал уверенность в своем скором освобождении (Флп. 2:24) и приготовлял даже помещение в Колоссах у Филимона (Флм. гл. 22). Между тем теперешнее его заключение было совсем иного рода: он страдал в нем, как злодей (2 Тим. 2:9), проповедь его встречала сильное сопротивление (4:17), он оставлен всеми (4:16) и чувствует предстоящую ему в недалеком будущем насильственную смерть (4:6), а свое единственное утешение видит лишь в том, что "готовится ему венец правды, который даст ему Господь, праведный Судия, в день оный" (4:6-8). Имея в виду все это, как древние, так и новые толкователи считали второе послание к Тимофею последним посланием св. апостола Павла, написанным им из Рима незадолго перед его мученической кончиной, в конце 66 или в начале 67 года по Р. X.

 

Цель написания второго послания к Тимофею
 

Вызывая к себе в Рим возлюбленного ученика своего Тимофея, св. Павел не был, однако, уверен, что доживет до этого свидания, а между тем его весьма заботили все те многочисленные трудности, которые приходилось переносить св. Тимофею в его пастырском служении в Ефесе. Там умножились люди, сопротивлявшиеся евангельской истине, подобно высокомерным волхвам, сопротивлявшимся некогда Моисею, "люди, развращенные умом, невежды в вере, люди, имеющие вид благочестия, силы же его отвергшиеся", вкрадывавшиеся в домы для обольщения не утвердившихся в благочестии людей, и особенно женщин (2 Тим. 3:5, 6, 8). Св. апостол ожидал для Тимофея и еще больших трудностей, предрекая, что "злые люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь" (2 Тим. 3:13), и "что будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням" (4:3-4). Вследствие всего этого св. апостол Павел, предполагая вначале писать Тимофею только по своим личным нуждам, решил потом "приложить к посланию еще нечто о добром пастырствовании" (еп. Феофан). А так как этот предмет важнее всяких личных просьб, то он и занял в послании преобладающее положение, а просьбы апостола стали лишь как бы приписками. Итак, цель послания — воодушевить св. Тимофея к неослабному бодрствованию и мужеству в его пастырском служении.

 

Содержание и разделение второго послания к Тимофею
 

Второе послание св. апостола Павла к Тимофею содержит в себе всего четыре главы. Оно разделяется на три части:

1) Вступление с надписанием и приветствием и обозначением главного предмета послания (1:1-6);

2) Наставительная часть, в которой св. апостол Павел дает наставления Тимофею, как он должен проходить свое пастырское служение (1:7-4:8);

3) Послесловие, излагающее личные побуждения св. апостола Павла к написанию этого послания (4:9-22).

 

Экзегетический разбор второго послания к Тимофею
 

Начинается это послание обычным надписанием: "Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа". Высказав свою сильную любовь к "Тимофею, возлюбленному сыну", и вспомнив нелицемерную веру бабки его Лоиды и матери Евники, св. апостол Павел напоминает Тимофею "возгревать дар Божий, который в тебе, через мое рукоположение" (ст. 6). Здесь ясно сказано, что в таинстве священства подается рукоположенному особый благодатный дар Божий, а потому глубоко не правы протестанты и сектанты, отвергнувшие таинство священства и тем лишившие себя законного благодатного пастырства, ведущего свое преемство от свв. апостолов. Этот благодатный дар надлежит пастырю возгревать, конечно ничем иным, как огнем пастырской ревности — добросовестным исполнением пастырского служения.

Первый отдел наставительной части в первой главе излагает указания св. апостола Павла на тот плод, которым прежде всего может обнаружиться в Тимофее возгревание полученного им через апостольское рукоположение благодатного дара. Апостол увещевает Тимофея не стыдиться "свидетельства Господа нашего Иисуса Христа (то есть проповеди о кресте Его, который для иудеев есть соблазн, а для эллинов безумие)", но и страдать, если потребуется, вместе с благовестием Христовым, воодушевляясь высотою совершенного Христом Спасителем дела домостроительства нашего спасения и руководствуясь примером как самого апостола Павла, так и примером Онисифора, которого св. Павел похваляет за то, что тот не стыдился уз Павловых, но быв в Риме, с великим тщанием искал его и нашел", в то время как все асийские ученики оставили Павла (ст. 7-18).

Вторая глава содержит более подробные увещания к твердости духа и самоотвержению при прохождении пастырского служения. Здесь св. апостол Павел сравнивает пастырское служение со служением воинским и увещевает Тимофея не бояться тех страданий, которым он может подвергнуться как "добрый воин Иисуса Христа". То, что ты слышал от меня о Господе Иисусе Христе и о совершенном Им деле спасения человечества, что я говорил тебе, не робея и не на ухо, а открыто и при всех, не боясь обличении и гонений от неверующих, то самое передай "верным людям, которые были бы способны и других научить". Под этими "верными людьми" толковники древние и новые понимают епископов и пресвитеров. Речь здесь идет о том, что св. Тимофей должен подготовлять среди верующих лиц, достойных рукоположения во епископы и пресвитеры, чтобы передать им все истины Богооткровенного учения, а в особенности, как некоторые толковники полагают, образ совершения таинств церковных, который передавался тайно и устно, как уверяет св. Василий Великий, хотя при свидетелях из круга старейших верных, чтобы вернее сохранился. Это относится к епископам и пресвитерам, коих имел рукополагать св. Тимофей (Фотий у Экумения, еп. Феофан). Далее св. Павел воодушевляет Тимофея к перенесению страданий за благовестие примерами как доброго воина, так и ристалищного состязателя, трудящегося земледельца и, наконец, высочайшим примером Самого Господа Иисуса Христа, Который прежде, чем войти в славу Свою через воскресение, много потерпел и даже умер на кресте. "Переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа", то есть будь готов на всякие труды и скорби в деле благовестия о Христе (ст. 3). "Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику" (ст. 4) — этими словами не требуется от пастыря полного отречения от всяких забот земной жизни, ибо сам апостол говорит, что пастырю надлежит, между прочим, "хорошо править своим домом", следовательно, он может заботиться о нуждах своего семейства, даже так, что "кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?" (1 Тим 3:4-5). Канонические правила воспрещают только пастырю принимать на себя такие должности и занятия мирские, которые отвлекали бы его от достойного служения Церкви. "Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться" — здесь апостол проводит сравнение между подвигом пастырствования и состязанием на ристалище. Как ведущий состязание на ристалище лишь тогда получает награду (увенчивается), когда ведет состязание в полном согласии со всеми предписанными правилами, так и пастырь лишь тогда получает награду от Бога за свои труды, когда будет трудиться с соблюдением всех правил, предписываемых Словом Божиим для доброго пастырствования. "И состязание на играх, — говорит блж. Феодорит, — имеет некоторые законы, по которым атлетам надлежит состязаться. А кто не по этим законам ведет борьбу, тот не получает венцов". "Так и пастырю надлежит пастырствовать не как попало, но со строгою осмотрительностью и разумным ведением дела, надлежит сообразовать свои действия и с местом, и с лицом, и с течением дел внешних и внутренних, житейско-гражданских и духовно-благодатных" (еп. Феофан). "Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов" (ст. 6). Это — третий пример. Пастырь напоминает собою не только воина и стязающегося на ристалище, но и земледельца, который трудится, желая получить плоды от обрабатываемой им земли. Так и пастырю естественно ожидать плодов от своего ревностного пастырского делания. "Увидишь такие плоды, — говорит еп. Феофан, — и вкусишь от них утешение и обрадование духовное, кои напитают душу твою слаще меда и сота". Мысль об этих плодах и должна воодушевлять пастыря к достодолжному прохождению им своего пастырского служения, как воодушевляется подобною же мыслью и земледелец. Далее апостол внушает Тимофею вникать в глубокий смысл приведенных им примеров и воодушевляет его мыслью о Воскресении Христовом и о своих собственных страданиях за благовествование о Христе (2:7-10). Такой же путь страданий неизбежно предлежит и каждому доброму пастырю, но окончится он соцарствованием Христу: добрый пастырь должен воодушевлять себя мыслью, что будет разделять со Христом Его славу (2:11-13). Со лжеучителями св. апостол советует не вступать в словопрения, ибо они "нимало не служат к пользе, а к расстройству слушающих". Вместо этого пастырь должен давать всем добрый пример своею жизнью (2:14-16). Среди обличаемых им лжеучителей св. Павел вспоминает "Именея и Филита, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было". Это, несомненно, родоначальники гностицизма, отвергавшего воскресение тел и понимавшего воскресение в духовном смысле: они учили, что душа, исходя из тьмы неведения и лжи и вступая в свет истины, оставляя порок, воскресает к новой жизни (2:17-18). Предупреждая смущение от еретиков, св. Павел говорит, что они не могут поколебать своими лжеучениями Церковь: "Твердое основание Божие стоит, имея печать сию: "познал Господь своих"; и "да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа" (2:19); на Церкви как на здании Божием есть надпись или печать, состоящая из двух частей. Первая часть ее: "познал Господь Своих" — это значит, что истинно принадлежащие Богу ведомы Ему и не могут быть подвигнуты в вере, ибо благодать Божия настолько перестроила весь их внутренний мир, что они, крепко утвердившись в истине, стали избранниками Божиими и не боятся никаких еретических смущении и козней. Вторая половина надписи, сияющей на избранниках Божиих: "да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа" — это значит, что такие избранники Божий не только устами исповедуют свою принадлежность Богу, но и делами всей своей жизни. Иными словами, здесь указываются две стороны истинно христианской жизни: вера и жизнь по вере, или благочестие. "В большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении" (2:20) — смысл этого изречения тот, что как в большом доме есть разные сосуды, неодинаковой ценности и достоинства, так и в Церкви Христовой есть разные члены: совершенные и несовершенные. Далее апостол и увещевает Тимофея стараться быть "сосудом почетным", бегая "юношеских похотей", под которыми разумеются не только блудные похоти, но и вообще всякие неразумные юношеские порывы, и держаться "правды, веры, любви, мира, уклоняясь" от глупых и невежественных состязаний и внушая не ссориться, но с кротостью наставлять противников веры (2:21-26).

В третьей главе св. апостол предрекает страшное усиление зла и нечестия на земле. "Знай же, что в последний дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, горды, надменны". (3:1-5). Хотя эти слова относятся к последним временам существования мира и человечества, но, как мы уже видели, под "последними временами" можно разуметь весь период времени, начавшийся с приходом Христа Спасителя в мир и совершения Им дела искупления человечества. Поэтому ближайшим образом эти слова апостола относятся все к тем же лжеучителям, о которых говорил он и в прошлой, второй главе. Характерная черта их та, что они будут иметь лишь внешний вид благочестия, то есть будут притворщиками-лицемерами (ст. 5). "К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями" (ст. 6) — из истории сект давно известно, что сектантские вожди для более успешного распространения своих лжеучений старались приобретать сочувствие себе прежде всего в кругу ведших рассеянный светский образ жизни женщин. Эти женщины при своей умственной незрелости и по привычке жить более сердцем и фантазией гораздо легче поддавались обольщению лжеучителей и, служа в то же время к удовлетворению страстей своих обольстителей, сами весьма легко и скоро делались орудиями обольщения для других. Блж. Иероним пишет по этому поводу: "Симон Волхв основал свою секту с помощью бесстыдной Елены, Николай Антиохийский, человек любострастный, водил за собою толпу женщин, Монтан деньгами привлек к себе Приску и Максимиллу и обольстил их, Арий совратил сначала сестру императора, а потом уже начал совращать и прочий мир православный, Донат находил поддержку в деньгах Луциллы и проч." (Биб. Алл. Т. VIII. С. 199). "Всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины" (ст. 7) — это тоже говорится о тех же женщинах: учатся они лишь из женского любопытства, ища во всем лишь "нового", чего-то модного. "Их неспособность познать истину, — говорит блж. Феофилакт, — не есть естественный недостаток, а есть следствие неправого направления их произволения". "Якоже Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии (то есть лжеучители) противятся истине" (ст. 8) — Ианний и Иамврий — это имена египетских волхвов, противившихся Моисею, известные св. Павлу, как видно, из иудейских преданий, ибо в книгах Священного Писания о них не говорится. В настоящее время имена эти мы находим в Таргуме Ионафана (на Исх. 7:11 и 20:22) и в Талмудических книгах, например в книге Зогар. Ефес также славился волхвами, почему это сравнение вполне приличествовало положению вещей. Этим сравнением св. Павел предупреждал Тимофея, какое ждет его противоборство со стороны лжеучителей и с какой решительностью должен он бороться с ними. В следующем, 9 стихе слышится ободрение для Тимофея: и эти волхвы "не много преуспеют": "развеется навеянный ими туман, и исчезнут призраки" (еп. Феофан) (ст. 9). Далее апостол похваляет Тимофея за то, что он последовал во всем его проповеднической деятельности, полной лишений и скорбей, и утешает его мыслью, что "все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы" (ст. 10-12) - "человеку, который борется со злом, невозможно не испытать скорбей" (еп. Феофан). "Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле" (ст. 13) — "нисколько не смущайся, — говорит св. Златоуст, — если они благоденствуют, а тебя постигают искушения", ибо они только кажутся преуспевающими, а на самом деле лишь "прельщают" других и сами "прельщаются". Это состояние гибельного самообмана. Им помогает сам враг человеческого рода". "А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен" (ст. 14) — научился Тимофей от апостола Павла, но, конечно, не свой личный авторитет выставляет здесь св. апостол, а ту благодать Святого Духа, которая явно руководила им в его апостольских трудах, вразумляла и наставляла его. "Ты из детства знаешь Священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса" (ст. 15) — второе побуждение для Тимофея твердо хранить принятое им учение, знание им с детства, благодаря его матери и бабке, иудеянкам, ветхозаветных писаний, которые подготовляли человечество к приходу Мессии в пророчествах и прообразах. Апостол и указывает затем на великое значение Священного Писания для каждого, а тем более духовного руководителя верующими, пастыря Церкви: "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен" (ст. 16-17) — Священное Писание научает нас как догматам веры, так и добрым правилам жизни, обличая ложь и исправляя худые нравы. Отсюда ясна вся важность изучения Священного Писания, особенно для пастыря, ибо пастырская деятельность в том и состоит, к чему "полезно есть", по апостолу, Богодухновенное Писание: в научении людей истине и добру, в обличении их заблуждений и пороков, в исправлении их на пути праведности. Если столь полезно и важно было Священное Писание Ветхого Завета, которое, конечно, имеет в виду здесь св. апостол Павел, то тем более необходимо и важно Священное Писание Нового Завета, которое во всей полноте раскрывает нам волю Божию и служит ключом для надлежащего понимания и ветхозаветного откровения.

В первых восьми стихах четвертой главы св. апостол Павел излагает заключительные пастырские наставления св. Тимофею, а затем говорит о своих личных делах, видимо, и послуживших поводом к написанию всего послания. Здесь св. апостол Павел с силою заклинает своего ученика Тимофея, напоминая ему суд Божий, не быть небрежным в исполнении своих пастырских обязанностей, и внушает ему: "во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием" (ст. 1-2). В этих словах перечисляются все роды пастырской деятельности в соответствии с нравственным настроением пасомых. "Настой" — это значит: стой всегда на том, чтобы проповедовать, — проповедуй непрестанно, говори неутомимо. Не так, чтобы поговорить однажды, и довольно, но всегда говори и учи (блж. Феофилакт). Что значит: "во время и не во время" ? — Это значит: "не назначай определенного времени, пусть будет тебе всегда время для этого, а не только — во время мира, спокойствия или пребывания в церкви; хотя бы ты был в опасности, хотя бы в темнице, хотя бы в узах, хотя бы готовился идти на смерть, и в это время обличай и не переставай вразумлять" (св. Златоуст). Смысл выражения "не во время", конечно, тот, что пастырь должен быть "безвременным", то есть не выбирать и не дожидаться удобного времени только по отношению к себе, а не к пасомым. Например, было бы странно спящего и утомленного работой пасомого будить для наставительной беседы с ним, но если самого пастыря, отдыхающего, позовут для исправления его пастырских обязанностей, он не должен медлить и отговариваться. Странно было бы пастырю навязываться с своими речами там, где его совсем не расположены слушать и даже не хотят принимать, но когда его зовут, или когда он сам видит, что слово его может быть необходимо или полезно, он должен пренебречь своими личными неудобствами и идти проповедовать туда, куда зовет его пастырский долг. Почему нужно спешить и стараться использовать каждый благоприятный случай для проповеди? - Потому что "будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим похотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням" (ст. 3-4). "Не может быть ничего выразительнее этого слова "эписоревсуси" — "изберут": оно означает беспорядочную толпу учителей, которые притом будут избираемы и утверждаемы в своем чине учениками" (св. Златоуст). "А эти при сем выборе будут действовать не по здравому разуму, но будут избирать таких, которые станут поблажать их похотям, и только угодное им и говорить и делать" (блж. Феофилакт). "Льстили бы слуху" указывает и на красноречие этих учителей, но более на лесть, на приноравливание ко вкусам слушающих. Истина для таких людей станет горька, и они обратятся к "басням", то есть ко всяким мечтательным учениям, которые занимают воображение привлекательными фантазиями, оставляют в покое совесть, не пробуждая ее и не тревожа требованием исправления неисправного в воззрениях и жизни" (еп. Феофан). Таково, например, нынешнее увлечение теософией, оккультизмом и всевозможными философскими и сектантскими лжеучениями, отвечающими вкусам современного человека, тяготящегося аскетическими требованиями истинного христианства. "Будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение свое" (ст. 5) — выражением: "будь бдителен" определяется общий внутренний характер деятельности или настроение доброго пастыря. "Быть бдительным" значит внимать всему, острозорко смотреть за всем и во все стороны, не угрожает ли откуда опасность пасомым, и сообразно с этим направлять свою пастырскую деятельность. "Переноси скорби" — этим определяется общий внешний характер пастырской деятельности. Этим словом "означается не собственно страдание и гонение за веру, а отрицается всякий покой" — "поднимай всякий болезненный труд, не жалея и не щадя себя, коль скоро сего требует благо пасомых" (еп. Феофан). Рассеянная и роскошная жизнь, искание увеселений и приятных развлечений не к лицу истинному пастырю, ибо все это будет идти вразрез с наставлением "переноси скорби". "Совершай дело благовестника" — этим определяется важнейшее дело пастыря Церкви, которое должно стоять во главе всех прочих его дел. Пастырь не есть только механический отправитель богослужения и треб, а прежде всего — ревностный проповедник благой вести о нашем спасении. "Служение твое известно сотвори", то есть: удовлетворительно исполни, совершай его не кое-как, вяло и теплохладно, а от души, со всею ревностью. Заканчивает свои пастырские наставления св. апостол Павел предречением своей близкой мученической смерти. Этим он как бы хочет сказать: "усердно веди дело благовестника, ибо мне уже конец приспел. Некому после меня усерднее побдеть над этим делом, кроме тебя, любимейшего моего ученика" (еп. Феофан). Как бы в завещание св. Тимофею, св. апостол оставляет ему пример своей собственной жизни и ревностной апостольской деятельности. Св. Златоуст говорит по поводу этого места (ст. 6-8): "часто я, взяв в руки послание апостола и рассматривая это место, недоумевал, для чего Павел так превозносит себя: "подвигом добрым я подвизался". Но теперь, кажется, по благодати Божией, я понял это. — Для чего он говорит так? Он желает утешить скорбящего ученика, заповедуя ему быть бодрым, потому что он отходит к венцу, как сотворивший все, как достигший благого конца; радоваться, говорит, должно, а не скорбеть".

С 9 стиха начинается послесловие, в котором св. апостол просит св. Тимофея "постараться" скоро прийти к нему, еще "до зимы", дает ему поручения и посылает приветствия, заканчивая послание обычным апостольским благословением. Здесь, в 16-17 стихах, апостол говорит о первом разбирательстве его дела на суде, которое благоприятно окончилось для апостола, хотя и все его, конечно из страха, оставили: "и я избавился от львиных челюстей" — здесь под "львом" св. Златоуст и блж. Феодорит понимают жестокого Нерона, хотя некоторые думают, что апостолу первоначально угрожала опасность быть отданным на съедение львам, как это часто делали тогда с христианами, осуждая их на смерть через растерзание дикими зверями.

 


Печатается по изданию:
Архиепископ Аверкий (Таушев, 1906-1976).
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета.
Издание исправленное и дополненное, 2002 год.

 

Copyright ©2003-2010
Фонд "Духовное наследие святого Апостола Павла"

При использовании материалов просьба давать ссылку на www.pavelfond.ru

 

Главная   :   Наш баннер   :   Научные аспекты   :   Контакты   :   Карта сайта   :   Поиск

Патриархия.RU Православие.Ru Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет