– Александр Иулианович, расскажите подробнее о Вашем проекте. – По плану, тридцатиметровый образ сидящего на троне Спасителя, будет отлит в бронзе и установлен на одной из самых высоких точек хребта Каламун (2100 м.), в древнейшем сирийском православном монастыре Шерубим. В переводе его название означает - Обитель Херувимов. Есть предание, что на этой вершине люди чувствуют себя так же близко к небу и видят так же далеко, как ангелы. В ясную погоду со смотровой площадки монастыря различимы столица Сирии - древний Дамаск и Голанские высоты. Постаментом монументу будет служить скала размером около двенадцати метров. Покрытый тончайшим золотым штрихом Спаситель будет сиять в небесах. – Глядя на скульптуру, создается впечатление, что Христос только что сошел с древнерусской иконы. Это сознательный эксперимент? – Действительно, уникальность этой скульптуры и заключается в том, что она учитывает все православные иконописные каноны. Каждый образ Спасителя должен восприниматься не только как священное изображение, но и как проповедь Евангелия, как "Писание в образах". Сюжет "Спас в Силах" является центральным и самым мистическим сюжетом в русской иконописи. Сюжет необычный, как Вы знаете, - Второе пришествие. В самом наименовании образа содержится его богословская концепция: заключительный акт человеческой истории есть явление Иисуса Христа в силе и славе во исполнение Божественного Промысла о мире. Как сказано в Писании, все земное и небесное соединится под главой Христа. "Спас в Силах" изображает Христа-Вседержителя, спускающегося к людям в окружении Сил Небесного Воинства. Собственно, все, что представлено вокруг Христа: все, на чем он сидит и что несет Его с неба, - это одушевленные существа. Золотые одежды Спасителя символизируют сияние Его божественной славы. – В нескольких словах расскажите о Вашем опыте в православной скульптуре. – Так случилось, что весь мой опыт, связанный с христианским искусством, пришел ко мне через православную Сирию. Первой скульптурой стал памятник святому Апостолу Павлу. Он установлен в 2005 году под Дамаском в местечке Каукаб. На месте явления Господа, тогда еще не обращенному гонителю христиан, язычнику Савлу. Скульптура "Спас в Силах" будет моей второй работой по заказу православного фонда. – Как Ваш первый памятник встретили в Сирии? – Я предполагал, что Сирия больше мусульманская страна, и процент христиан там меньше. Оказалось, что православные арабы были и остаются влиятельнейшей частью сирийского общества. На открытие комплекса пришло свыше тридцати тысяч человек разных вероисповеданий, было очень празднично и помпезно. Мусульмане всегда уважали и поддерживали Антиохийскую церковь. Когда-то в состав Великой Сирии входили части территории современного Ливана, Ирака, Иордании и Турции, а глава Антиохийской церкви до сих пор носит титул "Патриарха всего Востока". Присутствуя на освещении комплекса, было приятно слышать из уст Патриарха ИГНАТИЯ IV, что благодаря нашим общим стараниям весь народ Ближнего Востока увидел лицо новой России. – Участие в этих проектах как-то повлияло на Ваши отношения с Богом? – К вере я пришел давно, хотя при моем образе жизни у меня не получается быть полностью воцерковленным человеком. Я пытаюсь приблизиться к Богу через свое искусство. – Были ли какие-нибудь замечания со стороны духовенства, когда принимался макет Спасителя, ведь в русской православной традиции предпочтение отдается иконе? – Небольшие предложения были. Перед тем как сделать скульптуру, я просмотрел много материалов и следил за тем, чтобы не отдалиться от канонического образа. В русском православном искусстве, действительно, больше развито иконописное направление. Однако каноны никогда не отрицали скульптуру и пусть не столь ярко, но она развивалась. Скорее, я бы отметил, что в целом отношение к скульптуре в России еще настороженное. Видимо, советсткое искусство слишком навязчиво использовало ее в пропагандистских целях. Думаю, что со временем это отношение переменится. – Почему решили создать столь гигантскую статую Спасителя? Ведь такие масштабы существенно усложняют ее установку. – Об этом вам лучше расспросить моих коллег и соавторов архитекторов Сергея Шарова и Юрия Бодрова. Чтобы не нарушить гармонию всего архитектурного комплекса, мы были вынуждены выбирать масштабы соразмерные колокольне и постройкам монастыря. К нашей беседе присоединился архитектор комплекса Шерубим Юрий Бодров. – В мире еще не было храмовых комплексов, чтобы на вершине высокой горы сочетались в одном ансамбле монастырь и скульптура, - поясняет архитектор комплекса Юрий Бодров. Монумент будет отлит в России, затем по частям его перевезут в Сирию и соберут на смотровой площадке монастыря. Зимой на вершине дует ветер такой силы, что способен поднять на воздух человека. Поэтому для "Спаса в Силах" разработаны мощные инженерные конструкции с учетом ветровой нагрузки. – Юрий Васильевич, расскажите об истории восстановления монастыря. – Несколько лет после войны руины монастыря Дер Шерубим служили базой для военных. В начале восьмидесятых годов ХХ века настоятельница Седнайского монастыря, с благословения Патриарха ИГНАТИЯ IV, возвела на вершине крест и стала возрождать обитель. Монастырь какое-то время считался женским, однако условия проживания на высоте двух тысяч метров очень суровы: четыре месяца в году единственная дорога, связывающая монастырь с внешним миром, завалена снегом. Вскоре Ден Шерубим был передан под начало соседнего мужского монастыря святого Георгия. Сложно представить, как выглядел Шерубим в римскую эпоху, сохранились лишь развалины храмовых построек. Первые монастырские здания появились в Шерубим при императоре Константине в четвертом веке, когда христианская религия получила официальный статус. В седьмом веке после нескольких разрушительных землетрясений это место пришло в запустение на целых тринадцать столетий. На территории монастыря сохранились три пещеры возрастом до четырех тысяч лет, некоторые из них служили стоянками эпохи каменного века, потом в них селились язычники, здесь же христианские отшельники с молитвой выдалбливали свои кельи. Воздух на вершине хребта сильно разряжен, а скалы так круты, что можно только восхищаться усилиями, с какими монахи и монахини в течение многих сотен лет разбивали плодовые сады вокруг обители. Сейчас пещеры находятся под охраной государства, и со временем тут откроется музей древних культур. – Каково внутренне убранство монастыря? И в каком стиле он будет расписан? – Сама земля монастыря словно наполнена осколками истории. Мы вписали эти древние камни и колонны в архитектуру церкви Архангелов. Храм внутри выполнен очень скромно, насколько хватило средств. Я думаю, что позднее его распишут. У нас даже есть мечта вырезать иконостас из мамонтовой кости. За кротчайшее время нами была возведена колокольня, монастырские ворота, хотелось бы закончить все обустройство монастыря до холодов этого года. В ближайшую поездку мы планируем заложить двадцатиметровый восьмигранный пьедестал и технически подготовить площадку к приезду скульптуры. – Почему именно российский общественный фонд взялся за реставрацию обители? – Гора, вершину которой венчает Шерубим, буквально пропитана православием, через нее во все века проходили паломнические пути в Иерусалим. Этот монастырь возвышается над двумя другими древними обителями Сирии – Седная и Маалюля. У подножия расположен древнейший женский Седнайский монастырь, построенный византийским императором Юстинианом по плану самой Девы Марии. Стены этой обители уже многие столетия хранят величайшую святыню – чудотворную Икону Пресвятой Богородицы, написанную Апостолом Евангелистом Лукой. По количеству паломников монастырь стоит в числе первых на Ближнем Востоке. В тридцати километрах от Седнаи, в местечке Маалюля, расположен первый в мире женский монастырь – обитель св. Феклы. Это единственное место на земном шаре, где до сих пор говорят и молятся на арамейском языке. Языке, на котором проповедовал Иисус Христос. История отношений России и Сирии, в основе которых лежит православие, насчитывает более десяти веков. Первым Митрополитом на Руси был сириец по происхождению константинопольский священник Михаил Сирин. В Херсонесе он венчал русского князя Владимира и византийскую принцессу Анну, а затем помогал Владимиру в установлении православной веры в Киеве. Он же проводил и внешнюю политику княжеского двора. При поддержке Антиохийского Патриарха Русская Православная Церковь в 1589 году получила статус самостоятельной с правом избрания Патриарха Московского и всея Руси. В дни празднования 300-летия Дома Романовых, Патриарх Антиохийский Григорий IV рукоположил в Епископы будущего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ I. От Антиохийской церкви Русская Православная церковь приняла устав, каноны и одеяния священнослужителей. Родными русскими святыми давно уже стали св. Фекла, свв. Даниил и Семеон Столпники, свт. Иоанн Златауст, св. Иоанн Дамаскин, совершавшие свой духовный подвиг на сирийской земле. Превратившись в империю, Россия сама стала опорой и защитницей Сирии и всего Восточного православия. Только на территории Сирии и Палестины под эгидой Императорского Палестинского Православного Общества действовали более 150 русских православных школ, работали больницы, осуществлялась поддержка русских паломников на всем пути к Храму Гроба Господня. Во времена Османской империи только благодаря России православные жители Сирии имели особые льготы и привилегии по сравнению с другими конфессиями. Во имя возрождения духовных и исторических связей России и Сирии Патриарх Московской и всея Руси АЛЕКСИЙ II и Патриарх Великой Антиохии и всего Востока ИГНАТИЙ IV благословили восстановление Шерубим на пожертвования российских меценатов. Патриарх ИГНАТИЙ IV выразил надежду, что этот монастырь станет жемчужиной Антиохийского патриархата. Верится, что территория обители со временем превратится в крупнейший паломнический центр для всех верующих, живущих на этой древней земле. |