«Храните единство духа в союзе мира»
Послание святого апостола Павла к Ефесянам (Еф.,4,3)
В начале ноября 2010 г. состоится Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Антиохийский Патриархат, который в перечне (по-церковному – «диптихе») Православных Поместных Церквей по «праву чести и древности» занимает третье место. Его Святейшество встретится с Патриархом Антиохийской Православной Церкви Блаженнейшим Игнатием IV и посетит святые места в Сирии и Ливане.
Основателями Антиохийской Православной Церкви были святые первоверховные апостолы Петр и Павел. В одном из древнейших городов мира Дамаске, Павел, бывший гонитель Церкви Христовой Савл, принял, обратившись к вере, святое Крещение и стал великим апостолом.
Именно в Антиохии, на этой древней земле, последователи Иисуса Христа впервые были названы христианами. Епископом этой Церкви был св. Игнатий Богоносец (+107). Пресвитер Лукиан в III веке основал в Антиохии знаменитую Антиохийскую богословскую школу, которая систематизировала христианское догматическое учение и оставила богатое литературное наследие.
Из Антиохийской Церкви вышли великие святые подвижники и защитники Православия. Среди них святитель Иоанн Златоуст, который родился в Антиохии и был там священником до призвания на Константинопольскую кафедру; преподобный Иоанн Дамаскин (+ ок. 780), богослов, приведший в систему христианское учение веры, церковный писатель, защитник иконопочитания; преподобный Иларион Великий (+ ок. 371), основатель монашества в Палестине и первый наставник антиохийских иноков.
В горах и пустынях Антиохии жили знаменитые святые отшельники, ставшие основателями иноческих обителей Иоанн Лествичник и Ефрем Сирин.
Равноапостольной Феклой, ученицей апостола Павла, в горах был основан первый женский монастырь, существующий без малого две тысячи лет.
Здесь, в г. Издре, принял мученическую кончину Георгий Победоносец, уроженец Бейрута, и его святые мощи пребывали в монастыре его имени более 900 лет, пока не были в XIII веке унесены крестоносцами в Европу. Этому монастырю Георгия Победоносца через несколько лет исполняется 1500 лет. Храм древнего монастыря украшает купол, возведенный в дар Российским императором Николаем II. Он построен по аналогу купола Храма Гроба Господня в Иерусалиме. До сих пор в монастыре хранят и другие дары Императора Николая II и многочисленных прежде русских паломников.
Здесь столько святынь, столько святых мест!
Через Дамаск проходила тысячелетняя дорога наших паломников из России к Гробу Господню.
И сегодня паломника из России, решившего поклониться святым местам, да и простого любого человека из нашей страны здесь встречают как дорогого гостя. И тебя охватывает особенное чувство, которое сравнимо только с возвращением в родной дом или встрече с самыми дорогими тебе людьми.
Мне приходилось бывать несколько раз в осажденных Косово и Метохии, там нас всегда встречали как самых родных. В Сирии нас встречали так же – это какое-то особенное биение сердца, особенный взгляд глаза в глаза с радостью и уверенностью необходимости совместной работы, совместного творчества, общей жизни. И это происходило не только при встречах с православными, что нас поражало – с мусульманами тоже.
Сирия – это страна не только дышащая древностью тысячелетий, хранящая и охраняющая исторические памятники разных эпох, культур, народов, даже завоевателей. Это страна поразительно красивых людей, исполненных самодостаточности, внутреннего спокойствия и благородства, кем бы они ни были. Это лица людей творцов, людей создающих. Это лица торговцев, уличных мастеров, крестьян, расчищающих от камней поля. Это лица аристократов, учителей, детей. Особенные лица женщин, исполненных не только внутренней силы и достоинства, которые возникают у любящих и любимых, почитаемых женщинах. Я нигде не видела большего уважения и почитания женщины, женщины-матери, женщины-бабушки, чем в этой стране. Это относилось к женщинам в парандже и модных открытых платьях.
Ошеломленные увиденным этим социальным феноменом, мы пытались найти причину общего государственного благоденствия при явном социальном расслоении, многонациональном разноцветии, религиозном разнообразии. И поняли. Успех и спокойное, достойное развитие сирийского государства построено на чрезвычайно прочном институте семьи.
Сегодня поразительные святыни Сирии посещаются многотысячными армиями туристов со всего мира. Но паломников из России встретить практически невозможно. А увидеть эту святую землю, поклониться, вместе с православными сирийцами помолиться в древних монастырях и храмах; познакомиться и подружиться с этими красивыми и благородными людьми, которые в каждом русском видят своего брата, – это так важно для каждого из нас и в целом для наших народов, для наших Церквей-сестер.
В октябре, в преддверии Первосвятительского визита Святейшего Патриарха Московского Кирилла в Сирию, в Москву прибыл управляющий делами Антиохийской Православной Церкви викарий Его Блаженства Игнатия IV епископ Седнайский Лука (Эл Хури).
Во время визита в Россию Его Преосвященство Лука поклонился святыням Москвы, Сергиева Посада, принял участие в торжествах, посвященным 325-летию Московской Духовной академии, а также встретился в Переделкино со схиархимандритом Илием, духовником Его Святейшества Кирилла.
Возвращаясь в Дамаск, Его Преосвященство Лука любезно согласился дать интервью для газеты «Русь Державная», пожелав успехов и духовного возрастания членам редакции газеты и всем ее читателям. И попросил привезти побольше ее экземпляров в Сирию.
– Чему будет посвящен визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Антиохийскую Патриархию?
– Визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла продолжает многовековые традиции Православных Поместных Церквей. Визит имеет свое название – это Визит Мира. После своего избрания на Поместном соборе Его Святейшество Кирилл посещает своих братьев предстоятелей Поместных Православных Церквей, выстраивает свои рабочие отношения. Его Святейшество посетил Константинопольский и Александрийский Патриархаты. Следующий по статусу визит – Антиохийский Патриархат. Его Святейшество посетит во время своего визита епархии Антиохийской Церкви, которые находятся в двух странах: Сирии и Ливане. Мы надеемся, что визит будет плодотворным, во время которого будут решены положительно вопросы взаимоотношений РПЦ и АПЦ.
– Как традиционно выстраивались взаимоотношения между нашими Поместными Церквами?
– Взаимоотношения наших Церквей очень древние и связаны с принятием христианства Киевской Русью. Русь приняла христианство от Византии и Антиохии. Устав Русской Православной Церкви во многом связан с уставными документами нашей Антиохийской Церкви. На протяжении всех веков взаимоотношений – это отношения двух родных сестер.
– Патриарх Антиохийской Православной Церкви Блаженнейший Игнатий IV – один из авторитетнейших духовных лидеров не только православного мира. Как давно вы его знаете и работаете вместе?
– Лично мы знакомы с 1979 г., более 30 лет. В 1999 г. состоялась моя епископская хиротония как епископа Седнайского, викария Его Блаженства, каковым я являюсь и на сегодняшний день. В мои обязанности входят все вопросы управления делами Антиохийской Патриархией. Также я священноархимандрит двух знаменитых монастырей Антиохийской Церкви – одного из древнейших монастырей святой равноапостольной Феклы и монастыря Седнайской иконы Божией Матери, главной святыней которого является чудотворная икона Богородицы, написанная апостолом Лукой.
Блаженнейший Игнатий – одаренный и деятельный первосвятитель, который более 30 лет несет патриарший крест в очень непростые годы для Ближнего Востока. Под руководством Патриарха значительно увеличилась православная диаспора в ближневосточных странах. Он провел реформы, способствовавшие обновлению монашеской жизни. За время его правления построено много новых монастырей и храмов, возобновлены и открыты древние обители.
Учитывая важность взаимопонимания и диалога в достижении мирного сосуществования стран и народов Ближнего Востока и в целом всего мира, Патриарх Игнатий IV все годы активно развивает контакты с различными Православными Церквами, а также с христианскими Церквами, которые не находятся в единстве с Православием. Еще в качестве митрополита Латакийского он способствовал основанию (и ныне является сопрезидентом) Ближневосточного Совета Церквей, многие годы состоял членом центрального комитета Всемирного Совета Церквей.
Авторитет Его Блаженства Игнатия IV так велик, что лидеры арабского мира нередко консультируются с ним. Патриарх Антиохийский часто принимает участие в конгрессах, саммитах лидеров мусульманского мира в поисках решения политических и социальных проблем региона.
– Как выстраиваются сегодня взаимоотношения мусульман и христиан в Сирии?
– Между мусульманами и христианами в Сирии братские взаимоотношения. Мы, соседи по жилью, живем под одной крышей. Наш стол наполнен продуктами, которые выращивают крестьяне-мусульмане. В Сирии никто никого не ограничивает в религиозной жизни, и мы уважаем религиозные чувства мусульман. Как у любого христианина, так и у мусульманина есть право религиозного волеизъявления. В Сирии нет проблем в религиозной жизни. В Сирии просто не поймут человека, который скажет, что он атеист.
Церковь поддерживается государством. У нас есть много льгот: мы не платим ни за воду, ни за электричество, ввозим без таможенных сборов церковную собственность. Христиане – граждане Сирии и обладают всеми правами, которые есть у граждан государства.
Церковь очень близка с властью. Нет никаких запретов на проведение служб, нет никакого вмешательства в дела Церкви. Особенно сейчас, при нынешнем президенте, налажено наше тесное взаимодействие. Президент Сирии мусульманин Башар Асад сделал просто лозунгом слова «Сирия – колыбель зарождения христианства».
Мне бы хотелось напомнить о том вкладе, совершенном Россией в конце XIX – начале XX века, когда только на территории нынешней Сирии работало более 120 школ от Императорского Палестинского общества. Преподавание в школах велось на арабском языке, но все учащиеся изучали русский язык, знакомились с русской культурой. Об этих школах помнят до сих пор.
Мы надеемся, что подобное взаимодействие между нашими Церквами обязательно восстановится. Нам обещали, что Россия и Русская Православная Церковь примут участие и в создании школы, и в строительстве храмов. Нужно взаимодействие Церкви и властей Сирии и России. Это было бы очень полезным. Как и организация совместного отдыха детей Сирии и России. У нас есть традиции организации детских лагерей отдыха. Это очень хорошее дело. Мы готовы пригласить и разместить детей из России на отдых в Сирии.
– Последние шесть лет в Сирии трудится фонд «Духовное наследие апостола Павла» из России. Как вы оцениваете усилия сотрудников фонда?
– Они стали для нас за эти годы просто братьями и сестрами. То, что они сделали, очень важно с точки зрения сближения двух наших братских народов. Их всегда тепло встречает не только Патриарх Антиохийский, по благословению которого они трудятся и осуществляют свои проекты. Но и просто многие тысячи людей. Их программы укрепляют взаимоотношения между нашими странами, открывают наши общие корни и страницы истории. Сегодня никто в Сирии не мыслит нашу страну без замечательного комплекса в пригороде Дамаска на святой земле Каукаба на месте явления Господа апостолу Павлу, огромную работу по воссозданию которого проделал фонд. Это касается и проекта по установлению памятника Спас в силах, установленного в монастыре равноапостольной Феклы в Маалюле, огромную работу по восстановлению монастыря Херувимов на горе Каламон. Сегодня очень важно, чтобы в Сирию стали приезжать паломники из России, которые могли бы поклониться великим православным святыням, находящимся в Антиохии.
Мы надеемся, что все планы фонда будут выполняться, как и раньше, с великой любовью к нашей стране и православным святыням. Мне хочется особо отметить подвижнический труд президентов этого фонда сначала Эль-Гадбан Самира Шакиба, а также сменившей его на этом посту Валентины Алексеевны Ланцевой, которую в Сирии считают своим родным человеком.
– Как Вы посвятили себя служению Церкви?
– Наша семья из рода в род православная. Корни наши из Ливана, откуда мы переехали в Сирию, в город Катан, недалеко от Каукабы – 8 километров от места, где апостолу Павлу явился Спаситель. У меня три брата и две сестры. И можно сказать, что все в нашей семье служат Церкви. Мой дедушка священник. Тетя монахиня, сын брата – тоже монах. Я выпускник духовных учебных заведений в Сирии, Греции. Владею греческим и английскими языками.
В России я четвертый раз. Но особенно памятна первая встреча, когда я, еще архимандрит, был на приеме у Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Его Святейшество вручал подарки своим гостям, мне он подарил наградной крест. Потом он попросил принести панагию, вручил ее мне и сказал: «Я вижу, что ты будешь владыкой». Патриарх Алексий II был настоящим воином Христовым, подвижником. Он противостоял всем сложностям, которые выпали ему, он все вынес: развал СССР, все легло на его плечи. Работал с утра до ночи, чтобы сохранить единство Русской Православной Церкви. Это был настоящий апостол веры Христовой.
– Что наиболее запомнилось во время вашей поездки в Россию сейчас?
– Самым незабываемым и ярким в этой поездке была встреча со схиархимандритом Илием (Ноздриным). Многие годы я хотел встретиться с этим духоносным старцем. Я о нем был наслышан, читал о нем, у меня были его фотографии, я разговаривал с ним по телефону, но лично не был знаком. У меня была глубокая духовная потребность встретиться с этим великим подвижником. Такая встреча состоялась. Я ощутил, что старец Илий – один из сегодняшних столпов Православия, что, общаясь с ним, ты не только лично можешь опереться в своей духовной жизни, но и опереться в выстраивании взаимоотношений наших Поместных Церквей.
При встрече от имени Антиохийской Церкви я пригласил схиархимандрита Илию посетить нас. Надеюсь, что подобный визит состоится, отец Илий прилетит к нам, и мы, монахи, а также светские люди сможем помолиться вместе и получить благословение такого подвижника. К нашему счастью, отец Илий заверил нас, что при первой возможности он посетит Сирию.
Мы также надеемся, что Сирию посетит много русских людей, бескорыстных и простых. Я бы хотел, чтобы посетившие нас русские увидели, как мы живем, вместе с нами помолились. Если сможет приехать отец Илий, то надо, чтобы с ним встретилось как можно больше людей. И что особенно важно - чтобы его увидели и благословились подростки и дети. Нам очень важен внутренний мир детей, который определит завтрашний день нашей Антиохийской Церкви и в целом - будущее Сирии. Очень важно, чтобы в детстве каждый смог увидеть таких людей, как Его Блаженство Игнатий IV, Его Святейшество Кирилл и его духовник и сподвижник схиархимандрит Илий.
Слушая уважаемого владыку Луку, я вспомнила, как, прощаясь в Дамаске с Патриархом Антиохийским Игнатием IV, мы вели разговор о предстоящем визите Святейшего Патриарха Кирилла в Антиохийский Патриархат. Кто-то, набравшись смелости, попросил Его Блаженство оценить двумя словами предстоящий визит. И Его Блаженство сказал: «Великое событие». И повторил трижды: «Великое событие».
Слава Богу, что мы свидетели этого великого события в жизни наших поместных Православных Церквей и наших братских народов!
|