| | | Сирия - колыбель христианства. Здесь формировались догматы и каноны, на которых зиждется вера православная до сих пор. В то время, в 6-7 веках, когда в Византии господствовало иконоборчество, иконы сжигались, иконописцы преследовались, в Антиохии было все иначе. Антиохийская Церковь была оплотом защиты святых икон и канонов. Достаточно вспомнить святого Иоанна Дамаскина, который написал много слов в защиту иконопочитания. Поэтому, говоря о памятнике Христу Спасителю в Сирии, нужно всегда помнить о православных канонах, которые достались нам дорогой ценой. В Православной Церкви с древнейших времен принято изображать Христа в самых высших проявлениях Его жизни, которые описаны в Священном Писании, и которые имеют всечеловеческое значение. Кроме Рождества и Сретения, это - Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Распятие, Воскресение, Вознесение. В православных иконах обычно убирается все лишнее, земное, суетное, изображается только сама суть события. Здесь меньше движения внешнего, больше напряжения внутреннего, которое выражается через довольно скупые жесты и складки. В западных церквах это не так, там слишком много простых, житейских подробностей и мелочей, много чувственного, душевного, внешнего, человеческого, но не духовного, Божественного. Среди всех канонических изображений Спасителя особняком стоит образ Второго Христова пришествия. В Священном Писании об этом говорится так: «Таким образом, каким видите Христа вознесшегося, узрите Сына человеческого, грядущего на облаках славы». А в Откровении Иоанна Богослова это событие описывается таким образом: «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля и не нашлось им места». И в следующей главе говорится:«И сказал Сидящий на престоле: се творю все новое… Я есмь Альфа и Омега, начало и конец: жаждущему дам даром от источника воды живой». Христос в первом Своем пришествии явился нищим странником, а во втором славном пришествии явится Царем и Вседержителем. На этом основывается наша вера. Теперь рассмотрим, как выражается это в православной иконографии. В иконе Вознесения Христос изображается над Богородицей и апостолами, сидящим на радуге, в мандорле (в нескольких кругах, означающих отверстое небо). Правой рукой Он благословляет оставшихся на земле, а в левой -свернутый свиток, в котором запечатаны тайные слова Божии. Подобным же образом Христос изображается в иконе Страшного Суда или Второго Пришествия. Иногда Он изображен сидящим на радуге, иногда на престоле. Правой рукой, воздетой высоко, Он благословляет всех, а в левой иногда изображен свиток, иногда - раскрытое Евангелие со словами «Се, гряду и сужу» или «Суд Мой праведен есть», или иными словами. На других иконах Страшного Суда Он благословляет двумя воздетыми руками. Здесь нет противоречия, есть варианты, происходящие от богословского взгляда иконописца. Все это изображения каноничны. Престол - это символ царственности по отношению к Богу еще с ветхозаветных времен. В пророчестве Иезекииля есть описание видения, где он видит Ветхого Деньми. Некоторые считают, что это Бог Отец, но это не так, потому что Бога Отца «никто же нигде же не виде»; это - образ Христа, которого пророк созерцал в будущем, и это есть предвидение Страшного Суда. Так вот, Ветхий Деньми восседает на престоле. Причем престол в православном богословии - существо одушевленное, как и все, что имеет отношение к Богу. В перечне Бесплотных сил небесных есть Власти, Начала, Престолы и другие... Радуга - это символ спасения. Праотец Ной после великого потопа, узнал о прекращении его по тому, что увидел радугу и голубя, принесшего оливковую ветвь. Христос, восседающий на радуге в иконе Страшного Суда, - это тоже символ всеобщего спасения. Об этом также говориться в Откровении Иоанна Богослова: «Спасенные народы будут ходить во свете Его, и цари земные принесут славу и честь свою». Поэтому радуга и престол - это равнозначные символы Второго пришествия Христова: символы власти света и спасения народам. Конечно, памятник - не икона, он подразумевает более свободный взгляд автора на это событие. Но все же, думается, здесь не должно быть слишком вольной интерпретации, здесь нужно следование традициям и учениям святой апостольской Церкви. Куратор проекта от РПЦ протоиерей Леонид Калинин |